Главная / О нашей работе / Страница психолога

Страница психолога

Оптимальные методы подготовки к экзаменам

Наконец-то лето, время, когда так хочется погулять, но на носу пора экзаменов. Тут и волнение, и нетерпение перед предстоящими каникулами и отдыхом. Но тем не менее, экзамен предопределяют психологическое состояние студентов, обуславливая повышенную тревожность.  Во многом тревожность связана с неуверенностью в своих силах. А уверенность, в свою очередь, зависит от качества подготовки. Как качественно подготовиться к экзамену – об этом наша подборка советов.

Мотивируй себя

Чтобы найти оптимальный метод усвоения знаний, нужно отчетливо представлять себе цель подготовки к экзамену. Вы скажете: цель ясна! Нужно получить хорошую оценку. Насколько хорошую? Если вы усердно занимались в течение семестра, помимо посещения лекций, читали дополнительную литературу, вы с полным правом можете претендовать на «пятерку». Если же вам неинтересен предмет, вы убеждены, что в своей профессии прекрасно без него обойдетесь, то уровень ваших знаний соответствующий. И опрометчиво полагать, что за несколько дней вы сможете подготовиться так, чтобы получить отличную оценку. Вывод: оцените трезво ваши возможности и занимайтесь целенаправленно: штудировать материал на «пятерку» или пробежать его глазами в расчете на «тройку» — две разные стратегии.

Попытайся понять

Для этого определись, что тебе дается лучше, а что хуже. Начинайте подготовку с материала, которым вы владеете хуже всего. Пробегите глазами список билетов: о чем-то вы имеете довольно четкое представление, о других вопросах даже не слышали. Начните именно с них. В этом случае вы будете застрахованы от вопросов, которыми совершенно не владеете.

Используем ассоциативное запоминание

Можно просто читать материал. Можно читать и делать заметки на полях. Можно читать и конспектировать. Можно поступить следующим образом: на каждый экзаменационный вопрос заведите один листок бумаги. Работая над вопросом, делайте на листочке пометки: рисуйте схемы, выписывайте имена, события, даты, формулы, правила. Рисуйте свои собственные ассоциации. Возможно, какой-нибудь заковыристый термин ассоциируется у вас с фамилией друга или названием вашего любимого комнатного растения. Используйте это. Потом, перед самым экзаменом, вы сможете легко повторить материал, просмотрев свои записи.

 Составьте схему, которая поможет вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.
     Cделайте краткий конспект, в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости.
Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.
     Сделайте аудио-записи своих конспектов и фрагментов текста из учебников, и вы сможете учить материал на ходу, прослушивая и повторяя во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Еще несколько рекомендаций

  • составьте четкий план и график подготовки к экзамену;
  • зная свои золотые часы («жаворонок» вы или «сова»), определите, какими темпами вы будете заниматься в часы подъёма, а какими — в часы спада;
  • если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересного для вас предмета, это поможет войти в рабочую форму;
  • обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаться усталости — лучшее средство от переутомления. Обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.): нервная система перед экзаменом и так на взводе.

И самое главное…

В последний вечер перед экзаменом дайте себе отдых: прогуляйтесь, почитайте хорошую книгу, сходите в гости. Постарайтесь пораньше лечь спать. И избегайте мыслей наподобие «А что будет, если я не сдам?». Замените их на более уверенную формулировку: «Я спокойна и уверена в себе».

 

 

«Адаптация первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в условиях колледжа»

Социальная адаптация является одним из важнейших аспектов успешного функционирования личности в обществе. Важнейшей задачей администрации и преподавателей колледжа является комплексная поддержка первокурсников. В период адаптации обучающихся к условиям обучения в колледже, где контингент составляют лица мужского пола, мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении студентов. Среди наиболее острых можно обозначить следующие: низкая самооценка, конфликты со сверстниками, несформированность навыков самообслуживания, умение находить компромиссное решение, ведение домашнего хозяйства для проживающих в общежитии, и умение организовать свой досуг.

Бывший 9-классник, приходит в колледж с все еще несформированным мировоззрением. И именно на первом курсе  предопределяется весь его дальнейший жизненный путь. В этот период формируется общее представление о себе, своём месте в мире, жизненных целях и ценностях. От того насколько благополучно он адаптируется, напрямую зависят его дальнейшие успехи в учебе, в отношениях с окружающими.

Первокурсник пытается понять, «куда я попал, кто меня окружает, примут ли меня в новом коллективе, правильно я выбрал профессию, достаточно ли я взрослый для подобных решений, не ошибся ли я в выборе». Подросток должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Студент-первокурсник колледжа наиболее остро ощущает трудности в учебной и личной  жизни. На первокурсника обрушивается лавина информации норм студенческой жизни. Для части студентов возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии, где проживают студенты из сельских регионов. Отъезд из дома, новые увлечения и знакомства, друзья и недруги, новый уклад жизни, отдаленность от родителей и семьи – с одной стороны это создает условие для личностного развития человека, с другой же, выступает еще одним неблагоприятным моментом в его адаптации, так как повышает уровень тревожности.

Все это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного, в силу зависимости юношей от мнения большинства.

Положительно влияющие факторы, такие как: целенаправленность, вера в собственные силы, личностные качества, соответствующее выбранной будущей профессии и другие,  способствуют наиболее быстрой и удачной адаптации студентов, облегчает процесс вхождения в коллектив.

К факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность).

Один из главных положительных факторов, это психолого-педагогическая поддержка. Поддерживать подростка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Он нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Чтобы поддержать подростка, необходимо:

1.Опираться на сильные стороны подростка.

2.Избегать подчеркивание промахов молодого человека.

3.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение.

5.Внести юмор во взаимоотношения.

6.Знать обо всех попытках справиться с заданием.

7.Уметь взаимодействовать.

8.Принимать индивидуальность подростка.

9.Проявлять веру в подростка, сопереживать нему.

10.Демонстрировать оптимизм.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Ощущение, что он важен для родителей и педагогов, что его ценят, интересуются его жизнью – первый и самый важный аспект в благополучной адаптации первокурсника.

 

 

 

Основы психологии, общая психология!

В последнее время общая психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человеческого сознания и дала им глубокое пояснение. На основании этого возросло практическое значение психологии во всех отраслях человеческой деятельности — в обучении и воспитании, организации и рационализации процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов в области искусства, в разработке эффективных методов тренировки в разных видах деятельности. Психологическая наука превратилась в серьезную и интересную область специальных знаний, овладение которыми необходимо для успешной работы в самых различных областях. Значительное внимание в общей психологии уделено законам высшей нервной деятельности как физиологической основы психических процессов, использованы материалы экспериментальных исследований, широко представлена характеристика возрастных психологических особенностей детей. Каждый человек рассматривается не просто как носитель некоторой суммы знаний, а и как личность, гражданин государства с свойственными для него свойствами личности, моралью, интересами, установками. Из-за такого подхода пересматриваются задачи психолого-педагогической практики усиливается и роль общей психологии, которая предшествует изучению других психологических и педагогических наук. Общая психология с одной стороны остается в своем роде вступлением в психологическую науку, а с другого — берет на себя задание теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности, предоставляя необходимые знания о психологии личности и возможного личностного роста, деятельность и общение, межличностные отношения, развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер. Область знаний, охватываемых психологической наукой многообразна, но данный ресурс посвящен в основном теории общей психологии. Для подачи материала в более систематизированной форме имеется несколько разделов, в которые Вы можете войти из меню сайта. В разделе «Предмет психологии» раскрыты некоторые аспекты из истории психологии, материалистические и идеалистические направления в психологии. В разделе «Физиологические основы психики» сделан анализ закономерностей высшей нервной деятельности. В разделе «Ощущение» подробно освещено учение об ощущении и т.д. Каждая статья из какого-либо раздела как можно больше и проще старается донести информацию до своего читателя и сделать прочтение как можно более удобным и привлекательным! Если Вам интересна психология, надеемся, что сайт будет для Вас полезен. Следите за обновлениями, сайт постоянно пополняется все новыми и новыми вкусностями. Значение памяти в жизни и деятельности человека Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу. Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов). Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память. Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит. Потребности Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и черпаемых из внешней среды средствах. Потребностями называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Характерными особенностями потребностей, как психических состояний, являются:

  1. Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);
  2. Более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);
  3. Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;
  4. ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения от вида пищи в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;
  5. повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать; повторность потребностей является важным их признаком: однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, в труде, в общении друг с другом, в приобретении знаний, в изучении наук и искусств, потребность в творчестве и т. д. Наибольшее значение в жизни и деятельности человека имеют потребности в труде, в учении, эстетические потребности, потребность в общении с другими людьми. Потребность в труде. Человек удовлетворяет свои материальные   потребности  с помощью труда.  Он удовлетворяет эти потребности в процессе жизни, усваивая определенную систему необходимых для этого действий. Современный человек, чтобы насытить и одеть себя, не приготовляет сам необходимые ему продукты питания и не делает ткань для необходимой ему одежды, а получает все это от общества, сам участвуя в труде по удовлетворению других потребностей общества. Общественный труд стал условием существования человека и вместе с тем самой главной его потребностью. В разных общественных формациях у представителей различных классов общества потребность в труде в связи с особенностями общественной жизни людей приобретает разный характер и выражается в разной степени. Потребность в учении. Вместе с трудом в самом процессе трудовой деятельности развивается потребность в учении, в приобретении знаний. Для характеристики личности важно учесть как степень развития этой потребности, так и ее особенности. Например, одни люди стремятся удовлетворить эту потребность путем самостоятельной научной работы, другие — через усвоение уже готовых знаний. Эстетические потребности. Важной чертой личности является потребность в эстетическом наслаждении и в соответствующей творческой деятельности в области того или другого искусства. Эта потребность появилась уже на заре исторического развития человека, едва только выделившегося из мира животных. Как только человек стал заниматься трудом, он стал придавать изготовленным им предметам, орудиям, утвари эстетически приятные формы, украшал их сперва несложным, а затем более и более художественным орнаментом, удовлетворяя таким образом уже не естественные, непосредственно необходимые для жизни потребности, а эстетическую потребность в наслаждении прекрасным. Вместе с развитием общества развивались и эстетические потребности человека, что привело к возникновению многочисленных и сложных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра, кино и т. д. Для характеристики личности имеет значение как содержание и степень развития эстетических потребностей, так и способ их удовлетворения. У одних людей наиболее выражены эстетические потребности в музыке, у других в живописи, в танце; одни хорошо разбираются в совершенных произведениях искусства, другие удовлетворяются посредственными и примитивными. По способу удовлетворения эстетических потребностей одни люди могут быть отнесены к пассивному, или созерцательному, типу, другие — к активному, или творческому. Потребности формируются у человека в течение жизни. Заботы о правильной организации потребностей являются одним из важных вопросов воспитания личности человека.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликованПомеченные поля обязательны к заполнению *

*

Вверх